Вчера символически совпали два события: Россия предупредила Европу о возможных перебоях в поставках нефти из-за конфликта с Украиной и запустила нефтепровод в Китай. Этот проект Владимир Путин назвал «геополитическим». Вряд ли «Транснефть» специально подгадывала размолвку с украинцами по поводу транзитных тарифов ровно на тот день, когда Путин торжественно открывал нефтяной терминал в бухте Козьмино — конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Но европейцы помнят, что, начиная три года назад строить ВСТО, Россия стремилась «утереть нос Европе», которую, по выражению бывшего президента «Транснефти» Семена Вайнштока, «мы перекормили нашей нефтью». Перебросить 80 млн т нефти с европейского направления на восточное оказалось непростым делом — сроки ввода ВСТО много раз переносились. При этом главная стройка «Транснефти» все время дорожала. Премьер Владимир Путин, запуская вчера первую очередь нефтепровода, оценил ее в 420 млрд руб. (около $14,5 млрд вместе с портом). В 2004 г. сметная стоимость первой очереди была вдвое меньше ($6,6 млрд). Диверсификация российского нефтегазового экспорта — стратегически важное дело. Китай вступает в эпоху ресурсного голода. А богатейшие ресурсы российской Восточной Сибири буквально вот, под боком, через границу. До сих пор развернуть полномасштабную торговлю энергоносителями с Китаем нам мешало отсутствие трубопроводов: если нефть еще можно возить по железной дороге, то газ — никак. Запуск ВСТО в этом смысле «прорубает окно на Восток». Проблема в том, что ради «геополитики» правительство готово идти на прямые потери — государственная «Транснефть» будет поставлять нефть в Китай себе в убыток. Первая очередь нефтепровода ВСТО доходит от Тайшета до Сковородино (2694 км), а дальше — до порта Козьмино, где нефть перегружают в танкеры, — идет железная дорога (около 2000 км). Нефтепровод дотянется до порта не раньше 2012 г. Сетевой тариф на транспорт нефти по ВСТО составит 1598 руб. за 1 т, решило правление Федеральной службы по тарифам. А себестоимость транспорта по этому маршруту — $130 за 1 т (около 3890 руб.), говорил раньше президент «Транснефти» Николай Токарев. Общие потери «Транснефти» на ВСТО могут составить в 2010 г. 29,7-30 млрд руб. (около 10% выручки компании), посчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Более того, на первом этапе ВСТО придется заполнять нефтью с месторождений Западной Сибири. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т. Сейчас строится система, которая должна связать Западную Сибирь с китайскими потребителями. Проблема в том, что перекачивать по трубе в Китай нефть из Западной Сибири нерентабельно. Но выполнять соглашение с китайцами придется — они уже за эту нефть заплатили (в феврале «Транснефть» и «Роснефть» получили кредит на $25 млрд от Китайского банка развития в обмен на поставку 15 млн т нефти ежегодно в течение 20 лет). Согласно «Энергетической стратегии до 2030 г.», которую только что утвердило правительство, доля восточного рынка в экспорте российской нефти к 2030 г. возрастет с нынешних 6% до 20-25%, в экспорте газа — с 0% до 20%. По данным Федеральной таможенной службы, Россия экспортировала в прошлом году 221,64 млн т нефти, а газа — 174,3 млрд куб. м. Если верить авторам «Энергостратегии», к 2030 г. годовой экспорт российской нефти достигнет 329 млн т, газа — 349-368 млрд куб. м. Из них 82 млн т нефти и 73,5 млрд куб. м газа пойдет на Восток. Главное, чтобы завоевание китайского рынка не происходило «любой ценой». Впереди еще переговоры с китайцами о ценах на газ.
|