Недавно российские власти перешли к новой стратегии в области снабжения национальной экономики топливом. Принятая под влиянием всемогущего "Гавзпрома", эта стратегия сводится к тому, чтобы энергетические потребности национального рынка удовлетворять отныне исключительно с помощью угля и мазута. Это позволит "Газпрому" отправлять на экспорт весь добываемый в России газ, так как в противном случае монополист (хотя это может показаться невероятным) в недалеком будущем не сможет выполнять свои международные обязательства. Такая ситуация является следствием двух важных обстоятельств. За последние пять лет Россия значительно увеличила поставки газа на европейский рынок и приступила к освоению бурно развивающихся рынков Китая и Юго-Восточной Азии, взявшись за реализацию ряда крупных газотранспортных проектов. Но эти планы, за которыми стоят геополитические соображения, рискуют остаться неосуществленными, если производство газа в России будет оставаться на прежнем уровне. По словам известного российского эксперта Эльмара Муртазаева, в последние десять лет "Газпром" систематически сокращал инвестиции в добычу газа, отдавая предпочтение второстепенным активам. "Истощение газовых месторождений практически не компенсируется разработкой новых объектов", - говорит он. Ситуация, добавляет он, усугубляется тем, что рост национальной экономики увеличивает спрос на газ на внутреннем рынке на 3-4% в год.
Во всяком случае, многие российские эксперты предсказывают, что без радикального изменения энергетической политики России в 2010 году грозит дефицит газа в объеме от 80 до 150 млрд кубометров. До сих пор руководство "Газпрома" пыталось восполнить эту нехватку, беря под контроль независимые газодобывающие предприятия. "Президент "Газпрома" Миллер и его команда скребут по сусекам, но этого недостаточно", - отмечает Муртазаев.
Вот почему было решено постепенно лишить газа национальную экономику ради внешних поставок. В реальности этот выбор означает, что российские власти готовы принести национальную экономику в жертву своим геополитическим амбициям. Между тем, эта новая стратегия рискует рано или поздно негативно нарушить экономическое и социальное развитие России. По расчетам руководство РАО "ЕЭС" - монополиста в производства электроэнергии и неизбежной жертвы этих перемен, переход на уголь и мазут приведет к четырехкратному повышению цен на электроэнергию.
Это повышение, в свою очередь, резко снизит эффективность химической промышленности, металлургии и машиностроения, которые в настоящее время сохраняют конкурентоспособность благодаря дешевой энергии. Не говоря уже о последствиях такого повышения цен для российского населения.
|