К настоящему моменту выборы в России проходят по такому четкому сценарию, а путинизм до такой степени превратился в институцию, что Кремлю вряд ли понадобится фальсифицировать результаты, дабы гарантировать желательный исход выборов. В свою очередь, американская и европейские демократии должны отбросить все сохранившиеся у них фантазии о том, чтобы привести путинскую Россию к Западу, и трезво и откровенно противостоять недружелюбному и авторитарному Кремлю.
В этом контексте решение основного международного органа, осуществляющего мониторинг выборов, не посылать миссию наблюдателей на декабрьские парламентские выборы - это признание реальности. Российская демократия еще несколько лет тому назад впала в глубокую кому. Но вышеупомянутая патовая ситуация в отношениях с ОБСЕ - лишь самое свежее напоминание о серьезном вызове, брошенном в этом десятилетии Европе и другим частям света.
Сковывая действия ОБСЕ, Кремль не столько скрывает несовершенство своих выборов, сколько демонстративно выказывает презрение к самому понятию "свободное общество". Москва вполне открыто сделала невозможной работу ОБСЕ - организации, членом которой она является. Россия сократила число аккредитованных наблюдателей за парламентскими выборами 2 декабря с 450 до 70 человек - это настоящая "капля посреди степи" для страны, территория которой раскинулась в 10 часовых поясах. Затем она устроила канитель с выдачей виз, вынудив ОБСЕ отменить решение о направлении наблюдателей.
Президент Путин, находящийся у власти почти восемь лет, с максимальной ясностью демонстрирует свои намерения превратить Россию в серьезного геостратегического и идеологического конкурента для либеральных демократий мира. Забудьте о том, чтобы влиться в ряды западных стран или жить рядом с ними в гармонии. Путинизм откровенно постулирует тезис, что Россия может вернуть свое прежнее место среди "великих держав" планеты только путем усиления авторитаризма внутри страны. Под таким углом зрения либеральная демократия - это заговор с целью ослабления России. Путинская Россия понимает себя как нечто, находящееся в оппозиции к демократии и демократическим государствам.
Придя к власти в Кремле путем хорошо срежиссированной операции по передаче ему власти от Бориса Ельцина, Путин поклялся стать "сильной рукой", которая после хаоса ельцинских лет восстановит poryadok. И он это сделал, но не будем забывать каким образом. Цены на то единственное, что Россия продает миру в более-менее значительном объеме, - нефть и природный газ - выросли на несколько порядков. Государственная казна быстро наполнилась, и экономическая жизнь закипела. Тем временем систематическое устранение политической оппозиции подготовило почву для централизации власти в руках Путина.
То, что в нынешней России сходит за выборы, демонстрирует, каким образом авторитарный режим превратился в институцию. Наблюдатели ОБСЕ, несомненно, заметили бы фальсификации и агрессивную тактику Кремля. Но по-настоящему важнее всего - кто пишет законы о выборах. Сегодня любому, кто не удостоен кремлевского благословения, почти невозможно получить депутатский мандат в Думе - не говоря уже о том, чтобы стать серьезным претендентом на президентских выборах будущего года.
Самые решающие из ряда изменений и поправок, внесенных в законодательство о выборах за последние годы, были сделаны в 2004 году, после захвата чеченскими террористами школы в Беслане. Это был циничный и эффективный предлог. Путин постановил, что вся Дума, половина из 450 депутатов которой ранее избиралась по одномандатным округам, отныне будет состоять из лиц, входящих в партийные списки. Прямые выборы губернаторов были отменены - теперь эти руководители назначаются Кремлем.
В результате Кремлю не приходится тревожиться из-за бойких независимых депутатов Думы или наблюдать со стороны за тем, как этот институт начинает играть независимую и значимую роль наподобие той, которую играет парламент в Украине. Вдобавок, сделав региональных политиков подотчетными себе, а не избирателям, Путин успешно гарантировал, что за пределами Москвы не смогут укрепиться альтернативные центры власти или лидеры .
Думские и президентские выборы, прошедшие в 2003 и 2004 годах, были пародией на свободу волеизъявления, учитывая узость свободы СМИ и масштаб вмешательства Кремля по поддержке его кандидатов. Но к нынешнему выборному циклу российский авторитаризм достиг стадии зрелости. Новые уловки - это правила, ограничивающие финансирование кампаний, не позволяющие, чтобы голоса оппозиции были услышаны, даже если бы она имела свободный доступ на телевидение; высокий порог для прохождения партий в Думу (7%); жесткие требования к количеству подписей, необходимых партии для регистрации на выборах и участия в них (соответственно 50 тыс. и 200 тыс.).
Шанс пройти в Думу имеют только благословленная Кремлем "Единая Россия" и нынешняя официальная оппозиция - коммунисты. "Другая Россия" - коалиция оппозиционных сил, возглавляемая экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым - в парламентских выборах даже не участвует.
Консолидировав путинизм, Путин гарантировал себе ситуацию, при которой реальная власть принадлежит ему одному. Парламент и нынешние выборы настолько мало значат, что Путин возглавляет список "Единой России", даже не намереваясь работать в Думе. По-видимому, он также вовсе не собирается добровольно уйти из политики после того, как будущей весной истечет его президентский срок - второй из двух, разрешенных конституцией. Он четко дал понять, что и дальше будет дирижировать происходящим - в качестве премьер-министра, "национального лидера", президента или кого-то еще. Ни один российский или советский глава государства еще никогда не покидал своего кресла, кроме как в гробу или в положении опального лидера, и Путин не хочет порывать с этой прискорбной исторической традицией.
* * *
Авторитаризм вреден для народа России, являясь рецептом нестабильности в будущем. Таков еще один урок истории - вспомним 1905, 1917, 1991 годы. Для Запада недемократическая Россия, как и недемократическая Германия, неизбежно была конкурентом, а часто и врагом. Пренебрежительное отношение Путина к ОБСЕ - далеко не единичный случай. По таким вопросам, как Иран, Косово, американская система ПРО, Ирак, Кавказский регион и Прикаспийский бассейн, Украина - список можно продолжать и дальше, Россия вступает в конфликт с США и их союзниками.
Путин любит предостерегать от возвращения в эпоху холодной войны - конфронтации Востока с Западом. Однако своими действиями внутри страны и за рубежом кремлевский лидер сделал более, чем кто-либо другой, для воплощения этого предостережения в жизнь. США и европейским демократическим странам, которые последние годы склонны придираться друг к другу, следовало бы очнуться и обратить внимание на эту нарастающую угрозу. Есть модели и похуже, чем единая позиция Запада: она принесла Западу победу в первой холодной войне.
|