"Худшее позади", - заявил на днях в интервью швейцарским СМИ министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. По его словам, Россия смогла "приспособиться" к новым макроэкономическим условиям - в частности, к низким ценам на нефть, и точка равновесия между спросом и предложением уже близка. "Убежден, что к концу года у нас не будет причин останавливать добычу", - сказал он. О том, что нефтедобычу не придется замораживать, поскольку включатся естественные регуляторы рынка, подтвердил после майской встречи стран "Роснефть" (в Карском море) и "Газпромнефть" (на платформе "Приразломная"). Свои разработки ЛУКОЙЛ в деталях представил на XVII Международном экологическом форуме "День Балтийского моря". Принцип "нулевого сброса" предполагает, что ни одно загрязняющее вещество в воду не сбрасывается. Все промышленные и бытовые отходы с нефтедобывающих платформ в закрытых контейнерах отправляют на берег для переработки. Отходов немало: буровой шлам (измельченная порода), технические и сточные воды, бумага, пластик и т.д. Однако в море не попадает ни капли, ни пылинки, ни клочка. Особенно это важно на этапе бурения и строительства комплекса, когда на берег приходится отправлять сотни тонн отходов. Технология их сортировки и вторичной переработки была отработана на сейсмоопасном Каспии, где только ЛУКОЙЛ смог соответствовать жестким эконормам. Сейчас их берут на вооружение компании, работающие в Балтийском море. Как ни странно, необходимость "стремления к нулю" пришлось разъяснять скептикам. Многие полагали, что тот же шлам не слишком опасен. А ведь при бурении на берег отгружали по 150-250 трехкубовых контейнеров шлама в месяц... Сейчас после переработки смесь становится нейтральной, абсолютно безопасной для морских обитателей, и у подножия буровых платформ ЛУКОЙЛа, как на искусственных рифах, активно растут планктон или ракушки и даже размножается на редкость привередливый осетр. Данные спутниковых мониторингов на Балтийском и Каспийском морях не выявили ни одного пятна от нефтепродуктов около платформ или подводных трубопроводов ЛУКОЙЛа. Одно из важнейших принципов такой работы - полная открытость, и ее соблюдают свято. У компании действует соглашение с WWF, предполагающее сотрудничество, консультации и информационный обмен. Не делают тайны и из сумм, отведенных на экомероприятия. Тем более что львиную долю масштабной экопрограммы ЛУКОЙЛа на период 2014-2018 гг. составляют расходы именно на систему "нулевого сброса". И это тот единственный случай, не поддающийся математической логике, когда "умножение на ноль" в будущем способно дать солидную прибыль. Не столько даже в доходах, сколько в плане репутации серьезной и ответственной компании. Лучший бонус в любые времена. Андрей Чернов
|